Как сказал в похожей ситуации Шерлок Холмс — «я нашёл, потому что искал». Вот и Даня до самого последнего не верил, что на всю Англию за все времена не нашлось ни одного более-менее вкусного композитора. И вот на днях буквально на днях был вознаграждён находкой — это оказался Сирил Скотт. Упивается Даня радостью открытия. Хотя, может, он и не объективен, ведь Скотт — импрессионист. А Даня уже много лет плотно сидит на импрессионистах. Может, поэтому и не прёт его вся эта британская самодовольная тухлятина «мёртвых белых», от Бриттена до Бакса (или наоборот), что с пафосной натугой тащит на-гора своё бремя белого человека. То есть — англосакса, есесна.
А Скотт, зараза, музыкальный космополит. У него Дебюсси с Равелем прут изо всех щелей. И Скрябин тоже прёт. Кстати, впитывая тут его 12-часовой (!) сборник фортепианных вещей, удивился обилию «русских танцев», «русских ярмарок» и т.п. Правда, представление о русской культуре у него довольно матрёшечное, хотя и не откровенно ложное. Но вот, например, в «сибирском вальсе» из «русской сюиты» расслышать что-то родное можно лишь обладая богатым воображением. Ну, у меня оно имеется.
Ещё он любит Испанию и Китай. Забавно, но, например, в «китайской серенаде» (бггг) я слышу больше китайского, чем русского в том же «сибирском вальсе». Хотя, наверное, дело в моём матрёшечном представлении о китайцах.
*** Про музычку, собственно. Поставить-то толком и нечего. То есть, конечно, я уже понакачал его музыки гига на 2 (мп3), но видосов толком нет. Ну не исполняют его почему-то. Если и играют, то, как правило третьестепенные исполнители на третьестепенных площадках в третьесортном качестве. Поэтому пощу фортепианную вещицу Lotus Land - англичане, наверное, считают её за что-то типа хита. Распространена, например, версия дуэта для скрипки и фоно в редакции Крейcлера (мне не нравится) и даже оркестр Лундстрема выдал джазовую версию (совсем гамно). Хотя мне она не кажется лучшей, и вообще у Скотта нет откровенно слабых работ. И вообще «хитовость» вещей импрессионистов с их пренебрежительным отношением к мелодике — штука очень условная. Есть, конечно, «Болеро» импрессиониста Равеля, но оно, простите, не имеет никакого отношения к импрессионизму... Короче, заманался я искать что-то другое. Лотос — значит лотос. Эдвард Коэн, неизвестный мне лично чувак, справляется с ним не хуже остальных. Умиротворяет.
то же самое на facebook
PS. Этот пост особенный. Потому что действительно мало вещей Скотта в свободном доступе и в приличном исполнении. Один лотос кругом. Посему я позволил себе выложить небольшую подборку произведений композитора.
«Раннее утро» (Early One Morning) Исполняет филармонический оркестр BBC. Дирижёр — Мартин Браббинс (Martyn Brabbins).
Интересный факт — Мартин окончил ленинградскую консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова.
«Корнуоллская баркарола» (Cornish Boat Song) Исполняет «Трио Гулд» (Gould Piano Trio) — Люси Гулд (Lucy Gould, скрипка), Элис Нири (Alice Neary, виолончель), Бенджамин Фрит (Benjamin Frith, фортепиано).
Далее идут фортепианные пьесы Скотта, которые исполнил канадский пианист Лесли Де`Ат (Leslie De'Ath). Некоторые из них написаны для двух фортепиано, и Лесли помогает наша соотечественница Анна Алексеева.
«В стране лотоса» (Lotus Land) Еще одна версия «Лотоса», явно более зрелая, чем у Коэна.
«Японский вечер» (Soiree Japonaise, фр.).
Allegretto molto moderato из цикла «Три танца» (для двух фортепиано).
«Вальс-скерцандо» (Valse scherzando) из цикла «Три легкомысленные пьесы».
«Экспромт» (Impromptu) Слушая эту вещь, не придет в голову задаться вопросом, почему Скотта прозвали «английским Дебюсси».
«Райские птицы» (Paradise Birds) из цикла «Поэмы» (для двух фортепиано).
«Радужная форель» (Rainbow Trout) (для двух фортепиано).
«Песня с Востока» (A Song from the East) из сюиты «Карма».
«Сибирский вальс» (Siberian waltz) из цикла «Маленькая русская сюита».
«Русский воздух» (Russian air) из цикла «Маленькая русская сюита».