Нечто, поражающее структурной сложностью и масштабностью замысла, сравнимых с Днепрогэсом, Байконуром и ядерным проектом; нечто, абсолютно незаточенное под «клиповое» восприятие, одно из последних зафиксированных на Земле явлений интеллектуального искусства; нечто, по самую щитовидку налитое музыкальными смыслами, каждый из которых мог бы стать идеей в основе мегахитовых попсовых песенок, из которых в массы ушел (к сожалению) только «фашистский марш» (самый драматизм начинается после него) – и которые были принесены в жертву целостности и упомянутой масштабности; нечто, опирающееся на мощнейший культурный бэкграунд – как почвенный, так и классический, а также «большевистский» и актуальный; нечто Великое, созданное человеками в нечеловеческих условиях блокадного Ленинграда, в холоде и голоде, – и потрясшее весь мир. Нечто, которое могло быть создано только победителями – очевидными победителями, даже тогда, когда до победы было далеко как до Луны.

…Но!, – возразят некоторые – Мессиан писал свои квартетики вообще в концлагере, а потом исполнял их силами сокамерников на радость другим заключенным, а также администрации и обслуживающему персоналу сего заведения! – Ну, знаете ли, дрищово как-то. И по масштабу, и по концепции.

С Праздником! Со слезами на глазах – но с Праздником, а не со Слезами! С Днем Жизни, а не траура! С Днем Мощи, а не виктимности! С Днем Победы! 09.05.2017

то же самое на facebook