Вдруг понял главную проблему в восприятии Вагнера обычным фтыкателем: один из лучших симфонистов всех времён и народов зачем-то всю жизнь писал оперы. Не мне его судить, конечно. Вагнер всеми силами старался исправить ошибку природы в своём лице: так, он, что вполне справедливо, считал голос равноправной частью оркестра. Но при этом, что совсем несправедливо, присваивал голосам вовсе не ведущие, а то и подчас второстепенные партии инструментальной полифонии. Композитор считал, что смысловая нагрузка, то есть пропеваемые тесты, реабилитируют вокал, как главный транслятор смыслов, в глазах (пардон, в ушах) реципиента. Но для множества, к которому ваш покорный в данном случае относится, глубокие смыслы, транслируемые на непонятном немецком языке, как-то довольно параллельны.

В общем, чтоб научиться слушать Вагнера, надо тренироваться. Даня-то давно натренировался, кстати, если что – за долгие-то годы...

Впрочем, и для нетренированных ушей достаточно вполне фтыкабельного музла: всякие увертюры, вступления и интермедии. И даже помимо всяких там увертюр к тангейзерам и мейстерзингерам. Например, мне дико нравится такая вот интермедия между 2-й и 3-й частью «Золота Рейна». Я бы её назвал (официального названия у неё нет) «Погружение в Нибельхейм». Это, значит, Вотан (Один) и Логе (Локи) на суровых щщах спускаются в подземный мир на разборки с нибелунгами. А слушатель их слегка опережает, и становится свидетелем разборок уже между самими горными карликами.

Неожиданную тут, кстати, экранизацию нашёл: по эстетике, что визуальной, что музыкальной, как будто слизанную с другого эпического «кольца». Только датированную 1978-м годом. За рулём, (пардон, за пультом) – великий фон Караян. Ну и все остальное на уровне – гномы виртуозно стучат молотками, а Дочери Рейна, как и положено представителям семейства рыбохвостых, бултыхаются в мутной воде без купальников. ...Но русалок в предлагаемом фрагменте не будет. Только маленькие, корявые, вонючие, потные и безбородые гномики.

то же самое на facebook